Фильм Начало / Inception (2010) статья о фильме, смотреть фильм online, скачать фильм
НАЧАЛО (INCEPTION)
— Ответь мне на такой вопрос: мы никогда особо не помним начало сна, ведь так?
Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит.
— Пожалуй, да.
— Как мы сюда попали?
— Ну, мы просто пришли из…
— Подумай хорошенько, — как ты здесь оказалась? Где ты находишься?
— Мы во сне?
И БЫЛО НАЧАЛО
Люди покидают зал кинотеатра,
делятся впечатлениями или молчат, а кто-то просто скучает. Выкидывая пустые
бутылки и обертки, снимая очки 3D,
они рассуждают, что было интересного, и насколько картина отражает реальность.
Понравился фильм или нет, превзошел ли он чьи-то ожидания…
И посреди этого всего — одна простая
идея...
В этой статье я не буду касаться обсуждения
нового фильма Кристофера Нолана «Начало» в привычном
для многих ключе: достоинства, недостатки и просто мнения — речь пойдет не об
этом. Речь пойдет об идее, что наш сон реален. При помощи метафоры, более
пристального взгляда на ускользающие мелочи и концепции фильма в целом я хочу
обратить внимание на один из основных аспектов фильма — сновидение. Как
говорится, дать пищу для размышлений, или просто приоткрыть дверь.
Не берусь сейчас судить о том, насколько
люди, работавшие над картиной, знакомы с тонкостями мира сна; где они оставили
прямые указания, а где решили воспользоваться метафорой. Что является
совпадением, а что прозрением создателей фильма. Насколько в нем присутствуют
элементы, призванные повысить зрелищность и динамику картины. Это не столь
важно, если посмотреть сквозь общие декорации и второстепенные сюжетные узоры и
попытаться увидеть принципы и суть.
Я постараюсь не прибегать к терминам и
специальным концепциям, поэтому буду говорить обобщенно, не акцентируясь на
особых деталях или поясняющих моментах (что, к сожалению, может внести
небольшие искажения или привести к непониманию).
Фильм разворачивает перед зрителем
огромную панораму мира сна, потенциальные воз-можности, буквально рассыпанные вокруг, и, конечно же, —
множество вопросов. Остается только немного погрузиться в процесс и
внимательней, шаг за шагом, присмотреться в поисках ответов. Итак, начнем.
ПОТОМУ ЧТО «ПРОСТО СНОВ» НЕ БЫВАЕТ
Неужели в этом всем есть что- то реальное?
Конечно!
Ведь наши сны — это часть нас самих, а
значит и часть нашего мира. Это еще одна форма восприятия себя и всего, что
вокруг. Это часть нашей реальности, которую мы склонны игнорировать или просто
забывать. Сон — это нечто большее…
Но об этом могут рассказать только
сновидцы.
РАЗРЫВ НЕПРЕРЫВНОСТИ СОЗНАНИЯ
Мы
не помним, как сюда попали.
Это действительно характерно для сна: мы
можем понять то, что это сон, но не то, как здесь оказались.
И это постоянно происходит во время
засыпания и пробуждения, как и при переходе из одного сна в другой. Данное
явление вполне закономерно и связанно с прекращением непрерывности потока
нашего сознания. Мы как бы забываем себя, а потом по какой-либо причине вспоминаем.
Особенно ярко это проявляется в наших снах, — понаблюдайте.
Не менее любопытно, что в своих снах мы
уверены в том, что не спим. Нам кажется, что мы живем своей жизнью, а вокруг
реальный мир, несмотря на то, что этот мир может быть более чем странным. Мы
верим в про- исходящее.
Хорошей иллюстрацией к этому является
высказывание Кобба: «Но ведь сны кажутся реальными,
когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем
обычно».
Да, именно так, — мы верим, что это
реальность. Не замечаем необычное или принимаем его как вполне привычное
явление. Также это отражается на нашей памяти. Просто представьте, как трудно
вспомнить во сне то, что снилось до этого, в другом сне (наверняка, все знают,
как по пробуждению тяжело вспомнить даже те сны, что снились ночью).
Подобным же образом обстоят дела и с
различными уровня- ми сна, особенно, если не
понимаешь, что находишься во сне. Помните, как тяжело было Фишеру-младшему
вспомнить о том, что было с ним якобы в реальности до того, как он заснул, во
время разговора с Коббом?
Сон, реализующий себя в сюжетах и
декорациях, мир, населенный самыми различными персонажами, — это поток,
которому мы не в силах сопротивляться. Мы забываем себя во сне, а, проснувшись,
забываем сон.
Но что здесь что? Где заканчивается сон,
и начинается нечто большее?
РАЗРУШЕНИЕ ДЕКОРАЦИЙ СНА
Вспомните момент, когда Ариадна понимает, что
она сейчас на самом деле спит.
Это типичный пример разрушения картины
сна в момент осознания того факта, что находишься во сне. В данном случае Ариадну
к этому пониманию подводит Кобб, который вместе с ней
находится в одном сне. Но подобное может случиться и при спонтанном осознании
без чьей-либо помощи.
ПЕРСОНАЖИ СНОВ
Кто все эти люди, что населяют наши сны?
Это действительно очень сложный, но интересный
вопрос. Да, по большей части — это наши собственные проекции, и реже — проекции
чего-то, что находится вне нас.
Одним из интересных свойств таких
проекций является то, что персонажи наших снов могут вести себя непредсказуемым
образом, или наоборот, — действовать как по договоренности. Могут вполне связно
разговаривать, сообщить информацию, которую затем можно проверить, или нести
полнейший вздор. Могут запомнить вас (при случае напомнить об этом),
действовать вполне адекватно текущему сюжету сна и даже проявлять признаки
самосознания.
Некоторые персонажи снов могут поведать нам
интересные вещи о нас самих или указать на личное отношение к какому-либо
человеку из нашей реальной жизни. А могут, наоборот, быть весьма настойчивы в
вещах, на счет которых мы абсолютно уверены и придерживаемся совершенно иного
мнения.
Еще более интересным явлением являются
проекции, которые могут быть как бы «отпечатками» других людей. В этом случае
они в состоянии поведать вам информацию о себе, которую можно проверить (этот
момент частично обыгрывается в фильме).
Складывается такое впечатление, что
наши сны созданы из различных уровней и наполнены разнообразными обитателями.
Одни из них — это проекции нашего внутреннего мира, другие — проекции людей,
которые случайно попали к нам в сон, а иногда весь сюжет и персонажи сна
являются иллюстрацией какого-то важного события в жизни человека.
А если представить, что такие сны
могут создаваться несколькими людьми?
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ СНА
Это действительно захватывающее зрелище, когда
по собственному желанию меняешь декорации сна. Создаешь вещи своей волей.
Одним из примеров изменения декораций
сна является сцена, в которой Ариадна при помощи зеркальных дверей создает
мост. Действительно, в большинстве случаев менять обстановку легче при помощи
промежуточных средств, особенно, если требуется изменить значительную часть
текущей локации.
ТОТЕМ
Интересный момент в фильме и оригинальное
решение. Когда сны настолько реальны, когда сновидение может быть создано
другими людьми, возникает вопрос, как отличить сон от яви, а свой сон от
чужого? Ответом в фильме является «тотем», который выбирает для себя сам
сновидец, и который никогда не должен попадать в руки другим.
Почему? Потому что тотем должен
обладать неким оригинальным качеством для сновидца и иметь вполне определенные,
но различные свойства во сне и наяву. Доступность знания об оригинальных
свойствах тотема только для его хозяина позволяет избежать копирования этих
свойств кем-то другим (например, создателем определенного сновидения), и, как
следствие, потери его смысла. Различие же в свойствах помогает понять при
необходимости, где находится сновидец в настоящий момент — во сне или в мире
бодрствования.
В фильме роль тотема в случае Кобба играет металлический волчок, в случае Артура — игральная
кость, а Ариадны — шахматная фигура.
Тут можно провести параллель с
совмещением таких способов работы со сновидением, как проверка реальности
(движение или остановка волчка) и маркировка личного намерения во сне
(постоянное движение волчка во сне).
ВРЕМЯ
Одним из самых очевидных фактов в
сновидениях является различие в течении времени, его
условность. Время может вести себя совершенно по-разному, может совпадать с реальным практически секунду в секунду, а может — не
совпадать совершенно. В мире яви пройдет 40 минут, а там несколько суток.
Время — это поток, некая интенсивность, что
зависит от уровня сна, его устойчивости и глубины. Это действительно потрясает,
когда, проведя несколько дней во сне, проснувшись, понимаешь, что тут не прошло
и часа. Иногда это может даже пугать.
СОН ВНУТРИ СНА
Это действительно реальная возможность и одна
из основных техник фиксации и углубления уровня сна. Переход от одного сна к
другому осуществляется за счет засыпания (на одном уровне) и пробуждении (уже
на другом). Правда, существует масса нюансов, от которых может многое зависеть,
в том числе и позиция восприятия, в которую мы попадаем. В этом случае не
используются какие-либо технические средства, нужно все делать самому. В
принципе, это один из моментов в фильме, относящихся к метафорам, которые
указывают на принцип, но облачают это в другую, более близкую к взгляду
современного кинозрителя форму.
ЦИФРЫ 528491
Трансформация элементов во сне.
В данном случае — это цифры 528491.
Высказанные Фишером младшим они постоянно встречаются нам дальше, на других
уровнях в других формах. Это и номер телефона, и номера в гостинице, и код от
сейфа.
Подобным образом, в наших снах
перетекая из одного в другое, ведут себя некоторые элементы наших снов. Обычно,
эти элементы чем-то важны или имеют определенную интенсивность и устойчивость
относительно себя самих. Эти вещи могут быть проявлениями нашего внутреннего
мира или быть отражением мира снаружи, что и находит свое выражение в сюжетах и
декорациях наших снов.
И в определенном смысле это может
быть связанно с темой взаимосвязи сна и «сигналов».
ИГРА «СИГНАЛОВ
Хотелось бы обратить внимание на
один момент, который часто упускают из вида. Начало фильма. Главные герои
находятся в комнате, а снаружи на улице происходят какие-то беспорядки. Сайто просыпается, Неш толкает спящегоКобба в ванную с водой. В
то же время Кобб во сне видит, как среди
разрушающегося сновидения его напарника Артура вода прорывается сквозь стены
здания и заливает все вокруг.
Команда Кобба
погружается в сон в самолете и оказывается в городе под проливным дождем.
Эти эпизоды хорошо иллюстрируют
процесс проникновения различных «сигналов» в наше сознание в момент сна,
способы, которыми они могут выражаться и их интеграцию в сюжет и декорации сна.
В первом случае Кобб
погружается в воду, что в другом сне выражается как потоп, разрушающий все на
своем пути. Во втором же случае Юсуф «перебрал шампанского», чем обеспечил
дождливую погоду в сновидении, создателем которого он был.
В обоих случаях процесс
трансляции и интеграции «сигналов» подобен, разница лишь в области, из которой
они исходят. В практике сновидения эти «сигналы» можно условно разделить на
«внутренние» и «внешние», то есть приходящие к нам из различных областей
восприятия. Это чрезвычайно интересный, но очень сложный и многоуровневый
процесс.
Простыми примерами мо- гут быть: «внешний сигнал» — включенный свет, который в
нашем сне получает образ восходящего солнца; «внутренний сигнал» — боль в
области кисти, — во сне может получить образ царапающейся кошки.
В наших снах различные «сигналы» играют в свои
игры, проникая и выражаясь в различных формах в нашем сознании. Но если это
понять и суметь этим воспользоваться, какие тайны для нас это должно открыть?
***
Разговор на тему фильма «Начало»
может быть захватывающим и многогранным, ведь здесь присутствует множество
смысловых слоев, и сама тема необычайно интересна. Это действительно огромный и
новый мир, который таит в себе множество возможностей для каждого человека в
отдельности и для всего мира в целом.
Отдельная тема — рассмотрение сюжета
с точки зрения «Искусства Сновидения» Карлоса Кастанеды (включая врата
сновидения, совместные сновидения, использование предметов силы, составление
группы для достижения определенных целей и прочее). Но, на мой взгляд, главное
— это реальная возможность, а не только фантазия создателей великолепного
фильма. Возможность, к которой стоит протянуть свою руку и дотронуться.